Лефортовский переулок. д.4 стр.3
Тел.:(495) 225-90-68
Факс:(495) 960 79 86
ул. Уральская 13А БЦ “Алмаз”
Тел.:(812) 318-36-10
Факс:(812) 318-36-11
Вывески в советской России.
Вывески в СССР отличались самобытностью, непохожестью и высоким качеством как исполнения, так и используемых материалов. Советские фасадные вывески изготавливались высокого качества, с требованием долговечной службы, можно сказать – делались «на века». В наших городах, особенно небольших населенных пунктах, по нынешний день очень часто можно встретить вывески советских времен. Особенно часто их можно обнаружить в небольших городках, сельских поселениях. Многие вывески с советских времен до сих пор работают при эффективном уходе за ними. Главное, что отличало вывески времен СССР – относительное однообразие, ненавязчивая яркость, отсутствие «кричащих» элементов, сильно бросающихся в глаза сочетания цветов и информативность. Самая главная функция таких вывесок – информативность. В связи с тем, что большинство учреждений было государственными, предоставляющими практически одинаковые товары и услуги, у них отсутствовала конкуренция между собой, и как-то не возникало необходимости выделять вывеску какой-либо отдельной организации, дома быта, магазина или парикмахерской из множества других подобных. Основная задача такой рекламы была информировать население о услугах или товарах, предоставляемых тем или иным заведениям. Размещение той или иной наружной рекламы планировалось в министерствах, из-за этого часто вывески были похожи одна на другую.
Часто вывески несли также идеологизированную функцию – лозунги, советская пропаганда. На улицах поселков, сел и городов можно было встретить световые короба с надписью – «Вперед к победе коммунизма!», объемные буквы и крышные установки, такие, как «Город-герой Ленинград», «Пятилетку – в три года», «При запахе газа звоните 04» и многое другое.
Фасадные вывески в Советском Союзе были распространены везде и повсеместно, встречались даже в самых маленьких городах и селах. Очень часто их можно было увидеть на домах культуры, культурных центрах и тд.
В основном это были объемные буквы из металла с подсветкой открытым неоном. В подсветке использовалось довольно ограниченное количество цветов, но разнообразие дизайна вывесок в Советском Союзе и не было сильно востребованным. Большие буквы изготавливались из железа. Они крепились к заборам, ставились на крышах зданий, устанавливались на фундаментах. Цвет таким буквам придавался с помощью масляной краски.
После того, как советский инженер-светотехник А.Селезнев изготовил первую неоновую вывеску, начала бурно развиваться световая реклама. В 1930 году образовалась фабрика свето-художественных работ. Со дня открытия фабрики, изготовление наружных и внутренних вывесок ставится на промышленную основу. Начали появляются типовые вывески. В 1932 г., впервые в Советском Союзе, фабрика освоила выпуск вывесок с газосветной подсветкой. На советских заводах начали производить все, включая и материалы для изготовления наружных и внутренних вывесок. Производство вывесок, остановленное во время войны, после победы возобновилось снова. С 1946 года постепенно увеличивается выпуск газосветных трубок, расширяется гамма их цветов.
Начиная с середины 50-х гг. неоновым вывескам стало уделяться еще больше внимания. Их развитие контролируется на уровне государства — Совмина СССР. Уже в 1956 г. рассылается Циркулярное письмо Минторга СССР “О развитии и улучшении газосветной торговой рекламы”. В это время была утверждена инструкция по обращению и эксплуатации с газосветных вывесок и установок, а так же единая форма договора на их техническое обслуживание. В письме говорилось, что “трест “Мосгороформление” и ряд похожих организаций торговой рекламы добились улучшения внешнего вида и качества газосветных установок (художественное исполнение надписей, применение в рекламных установках силуэтных изображений товаров) ”. С тех пор вывески стали в том числе нести функцию элемента, украшающим фасады зданий. Начали использование более разнообразных шрифтов и дизайна.
Приблизительно в это же время, началось распространение вывесок в виде панель-кронштейнов, висящих перпендикулярно фасаду зданий и видимых с двух сторон. Такая наружная реклама могла отличаться большими габаритами.
С конца 1960-х годов началось широкое распространение наборных типовых вывесок. Это был целый перечень формованных пластмассовых на основе из гофрированного стеклопластика или аллюминия. Также начали изготавливать и световые вывески с объемными буквами-коробами. Производством вывесок занимались комбинаты “Мосгороформления”, “Союзторгрекламы”, “Росторгрекламы”, «Коопторгрекламы», Художественного фонда СССР, а также много мелких, разрозненных предприятий.
В световые короба в качестве подсветки часто использовались люминесцентные лампы. Этот вид подсветки можно было встретить и в крупных, габаритных крышных установках.